Цифровой ликбез
Полезная ссылка
Цифровой этикет
Мы все переписываемся в Интернете, но редко задумываемся о правилах общения. Как же вести себя в переписке с собеседником? В сети работают те же принципы вежливости, что и в жизни, но есть несколько особых рекомендаций.
Цифровой этикет — это правила хорошего тона для общения в сети Интернет.
Ключевые правила
- Обращайся в сети к незнакомым людям на «вы».
- Если нужно отправить сообщение в позднее время, используй отложенные сообщения.
- Не записывай голосовые сообщения без согласия собеседника.
- Старайся формулировать мысль в одном сообщении и не отправляй множество коротких: это может доставить собеседнику неудобство.
- Не ожидай мгновенного ответа от собеседника, дай минимум сутки для ответа на сообщение.
- Обязательно приветствуй собеседника в начале общения.
Электронные деньги
Электронные деньги часто путают с безналичными, однако, это разные виды денег. Безналичные деньги — это деньги, которые применяются для перечисления средств между банковскими счетами. Электронные деньги — это цифровой эквивалент наличных денег, которые хранятся или обмениваются в цифровых компьютерных системах через Интернет.
Электронные деньги могут храниться и переноситься с помощью смарт-карт. На смарт-картах деньги хранятся в виде записей — «денежных файлов». Они находятся в памяти чипа, размещенного на карте (например, на карте «Тройка» или на SIM-карте): в подобных картах можно зашифровать деньги, минуты, количество поездок. Второй тип размещения электронных денег — сетевой: в программе или сетевом ресурсе, который использует большинство коммерческих сервисов (например, электронный кошелек WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI, EasyPay и др.) С помощью интернет-кошельков пользователи могут менять реальные деньги на электронные и обратно и обмениваться цифровыми деньгами в сети Интернет.
Электронные деньги — это гарантия перевода денег с анонимного счета, поэтому реквизиты вашей банковской карты не будут «светиться» при оплате покупок.
Правила ответственного поведения
- Для перевода средств используй известную и надежную платежную систему или воспользуйся терминалом.
- Соблюдай правила безопасного поведения в Интернете: не переводи деньги незнакомым сайтам или получателям.
- Не храни большие суммы денег в интернет-кошельках, пополняй их по мере необходимости.
- Бережно храни логин и пароль: в случае утери восстановить доступ к счету будет невозможно.
Чему нужно учиться:
- понимать специфику пользования электронными деньгами: изучить ее можно на сайте fincult.info;
- не попадаться на уловки мошенников: фишинг и приемы «социальной инженерии» – манипуляций с целью обмана.
Цифровой баланс
Онлайн-обучение, общение в сети, дистанционные уроки… Нужно постоянно быть на связи и использовать телефон. Как быть? Как найти ту самую золотую середину — цифровой баланс между онлайн- и офлайн-миром?
Ключевые правила
- Для удобства составляй расписание дня и планируй, сколько времени ты проведешь в сети.
- Постарайся при живых встречах не пользоваться телефоном, а уделять время друзьям.
- Отключай уведомления на телефоне, когда тебе нужно сконцентрироваться на важном деле.
- Поставь ограничения на приложения или воспользуйся таймером, чтобы можно было контролировать время в сети.
- Важно, чтобы время в сети не превышало время в реальной жизни.
Права потребителей
Знание собственных прав как потребителя товаров или услуг позволит не только защититься от неправомерных действий продавцов или операторов услуг, но и сэкономить. Базовые знания о Законе прав потребителя позволяют применять права потребителя в повседневной жизни: право на полную информацию о товаре/услуге, право на качество и безопасность товара/услуги, право на отказ (возврат) товара/услуги.
Если качество приобретенного товара или услуги оказалось плохим, обязательно воспользуйся своим правом потребителя и добейся получения качественного продукта/сервиса в соответствии с законодательством РФ.
Правила ответственного поведения потребителя:
-
Изучать и сравнивать информацию о товаре/услуге до совершения покупки.
-
После оплаты покупки сохранять чек/квитанции, подтверждающие покупку.
-
При получении товара/услуги в присутствии продавца/курьера проверять внешний вид, качество (отсутствие дефектов), работоспособность приборов, срок годности и прочие характеристики.
-
Если в процессе эксплуатации возникли проблемы, указывающие на производственный дефект, сразу сообщать об этом продавцу.
-
Оформлять запросы продавцу в письменном виде, чтобы дата обращения и его текст были зафиксированы.
Чему нужно учиться:
-
не расстраивайся, если товар или услуга оказались недоброкачественными;
-
внимательно изучай информацию о товаре или услуге;
-
изучай Закон РФ «О защите прав потребителей» №2300-1;
-
переписывайся с продавцом в деловом стиле, направляй документы, подтверждающие покупку, и аргументы в защиту своих прав;
-
в случае необходимости обратись за поддержкой в Роспотребнадзор.
Ключевые правила
-
Старайся разрешить спорную ситуацию мирным путем: продавцы дорожат своей репутацией и клиентами, поэтому всегда стараются разрешать конфликты в правовом поле.
-
Если есть сомнения в своей правоте, посоветуйся с более опытным человеком или обратись за консультацией в Роспотребнадзор.
-
Помни, что кроме прав у потребителя есть и ответственность: ознакомиться перед покупкой с доступной информацией или запросить недостающую, проверить товар при оплате, соблюдать срок возврата товара, внешний вид и пр.
Авторское право
Авторское право — это юридический термин, который означает, что права на произведение, ставшее результатом интеллектуального труда, принадлежат создателю (автору).
Авторское право действует даже в Интернете и защищает любые виды контента: тексты, изображения, фото, дизайн, графику.
Правила ответственного поведения в сети
- Нельзя публиковать контент случайного человека в своих социальных сетях без разрешения автора.
- Нельзя менять или присваивать авторство случайных произведений себе.
- Нельзя использовать чужие материалы для коммерческих целей.
Как использовать чужие материалы легально?
- С разрешения автора. Разрешение обязательно нужно получить в письменной форме: подойдет даже переписка в социальных сетях.
- Без разрешения можно использовать контент в информационных, научных, учебных или культурных целях. При этом обязательно указывать авторство и сохранять исходный вид произведения.
Ключевые правила
- Нельзя использовать плоды чужого умственного труда без разрешения автора.
- В образовательных целях чужие материалы заимствовать можно: нужно лишь указать автора, источник и сохранить изначальный вид произведения.