МБОУ "Селенгинская СОШ"
с. Солонцы Тарбагатайского района Республики Бурятия
  • Профилактика

    Изображения.

    Профилактика в школе — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. 

    Цель профилактической работы — воспитание у школьников устойчивых положительных нравственных качеств, профилактика правонарушений обучающихся, формирование у них правовой культуры, гражданского самосознания, культуры здорового образа жизни как условия успешной социализации и достижения социального признания. 

    Некоторые задачи:

    • диагностировать социальную среду, определить пути решения проблем; 
    • повысить уровень информированности обучающихся и родителей о причинах правонарушений, использования алкоголя и токсических веществ несовершеннолетними, негативных последствиях употребления наркотиков; 
    • обеспечить психологическое сопровождение обучающихся школы в процессе их обучения и воспитания с целью укрепления психологического здоровья, а также адаптации и улучшения их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; 
    • формировать у несовершеннолетних потребность в здоровом образе жизни; 
    • расширить внеурочную занятость обучающихся, состоящих на разных видах учёта, через вовлечение в различные виды деятельности. 

    Профилактика деструктивного поведения

    Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, приводящими к дезадаптации в обществе. Утрата приспособляемости несовершеннолетних к условиям социальной среды происходит вследствие неуспешной социализации и влечёт за собой иные негативные для личности и общества последствия, в том числе правонарушения.

    Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских или психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.

    Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

    Деструктивная деятельность в зависимости от состояния психики может быть направлена внутрь или вовне:

    • Внешними формами проявления деструктивности считаются психическое или физическое уничтожение человека, нарушение социальных правил или устоев (экстремизм, терроризм), преднамеренное уничтожение природы, разрушение общемировых памятников, достояний искусства и литературы.

    • Внутренние формы деструктивности – это суицидальные наклонности, пагубные пристрастия, нехимические зависимости патологического характера.

    Когда поведение можно считать отклоняющимся, деструктивным?

    Деструктивное поведение – это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм. Деструктивное поведение:

    - плохая успеваемость;

    - акты жестокости;

    - употребление/злоупотребление ПАВ;

    - ранний/незащищенный секс;

    - проблемы с психическим здоровьем;

    - суицидальные попытки;

    - агрессивность;

    - нежелание соблюдать социальные нормы;

    - проблемы эмоционального характера;

    - неспособность адекватно выражать свои чувства;

    - неспособность преодолевать стресс;

    - проблемы во взаимоотношениях с людьми;

    - низкая самооценка.

    Примеры деструктивного поведения детей:

    - ребенок причиняет вред другим детям, он агрессивен;

    -причиняет вред самому себе;

    - склонен к нарушению требований, предъявляемых в себе, детском саду и школе; - ведет себя демонстративно, привлекая всеобщее внимание.

    Деструктивное поведение в подростковой среде:

    - подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;

    - девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;

    - подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;

    - подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на эмоциях, депрессивные.

    Агрессивное поведение (деструктивное) – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

    Ведущие признаки агрессивного поведения:

    - выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

    - тенденция к разрушению;

    - направленность на причинение вреда окружающим людям;

    - склонность к насилию (причинению боли).

    Деструктивное поведение имеет две основных формы:

    1. Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдение дисциплины, грубые проступки);
    2. Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду).

    Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. 

    Основные задачи профилактики:

    • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; 
    • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; 
    • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; 
    • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. 

    Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения

    Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения в школе — это комплекс мер, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди учащихся. 

    Цель профилактики — способствовать развитию критичного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам, формировать личную ответственность за своё поведение и антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни. 

    Задачи:

    • развитие у подростков позитивных отношений с окружающими; 
    • предупреждение употребления ПАВ детьми и подростками; 
    • обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья; 
    • привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности; 
    • профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде. 

    Формы и методы профилактики включают групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, уроки здоровья. Также к мерам относят организацию досуга учащихся, вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу.

    Первичная профилактика направлена на превентивное предупреждение употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ). Она направлена на всё население, но в основном на детей и подростков.

    Профилактика жестокого обращения с детьми

       Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

         Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

    Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. 

    Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

    Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

         К психической форме насилия относятся:

    • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
    • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
    • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
    • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
    • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

    Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

         К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

    • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
    • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

         Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми:

    • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
    • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
    • безработица, постоянные финансовые трудности;
    • постоянные супружеские конфликты;
    • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
    • низкий уровень культуры, образования;
    • негативные семейные традиции;
    • нежелательный ребенок;
    • умственные или физические недостатки ребенка;
    • «трудный» ребенок.

         Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например, алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.

    Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

    • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

    • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

    • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

    • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

    • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;

    • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

         Все выявленные семьи делятся на семьи группы риска и семьи, где дети находятся в социально опасном положении.

    Профилактика суицидального поведения

         Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К суицидальному поведению относятся суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид. По данным ВОЗ в классификации причин смертности у населения суицид занимает третье место (после сосудистых и онкологических заболеваний), а в подростковом возрасте - второе (после несчастных случаев). 

    Особенности суицидального поведения детей и подростков

       Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

        Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

        Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. 

    Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

    • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
    • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
    • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
    • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

    Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

    Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

    Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

    Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

    • недостаток сна или повышенная сонливость; 
    • нарушение аппетита;
    • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
    • усиление чувства тревоги, печальное настроение;
    • признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
    • неряшливый внешний вид;
    • усиление жалоб на физическое недомогание;
    • склонность к быстрой перемене настроения;
    • отдаление от семьи и друзей;
    • излишний риск в поступках; 
    • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
    • открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".

    Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.

    Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

    Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

    При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

    • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
    • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
    • не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
    • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
    • постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
    • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
    • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
    • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,
    • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,
    • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
    • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

    Рекомендации родителям

    Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе.

    Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

    Родителям можно рекомендовать:

    • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
    • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
    • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
    • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
    • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
    • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы. 

    Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

    Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

    Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

    В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

    В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.

    Профилактика буллинга

    Профилактика буллинга в школе — это комплекс мер, направленных на предотвращение школьной травли и создание безопасной психологической среды в образовательном учреждении. 

    Некоторые направления профилактики:

    • На общешкольном уровне
      • создание благоприятной и безопасной среды для развития и социализации личности обучающегося; 
      • улучшение качества взаимодействия всех участников образовательного процесса; 
      • оценка психологической комфортности и безопасности образовательной среды в школе; 
      • создание и поддержка эффективной работы службы школьной медиации (примирения); 
      • публикация, размещение и соблюдение правил против буллинга, принятых всей школой; 
      • поддержание высокой социальной активности школьников (их учебные и внеучебные интересы, кружки, профессиональные увлечения, спорт). 
    • На групповом уровне (классный коллектив)
      • диагностика межличностных отношений в классах с целью выявления случаев буллинга; 
      • проведение «Кругов сообщества» для позитивной социализации; 
      • реализация профилактических программ, направленных на сплочение классных коллективов, снижение конкуренции и обучение детей навыкам «активной дружбы». 
    • На личностном уровне
      • психокоррекционная работа с обучающимися, имеющими агрессивные, насильственные и асоциальные проявления; 
      • проведение процедуры медиации и других восстановительных технологий с участниками школьной травли; 
      • при постановке участников буллинга на профилактический учёт — реализация индивидуальных профилактических программ. 
    • На семейном уровне
      • просветительская работа с родителями по формированию их позиции в отношении пресечения буллинга; 
      • организация встреч с родителями детей, которые участвуют в школьной травле; 
      • консультации и тренинги на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста. 

    Основная цель профилактических мероприятий — помочь ребёнку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

    Профилактика экстремизма и терроризма

    Терроризм (от франц. terreur — страх, ужас) — насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и проч.) против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения.

    Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (согласно определению, сформулированному в Федеральном законе Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

    Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи. Между тем, данные идеи в молодежной среде получают значительное распространение.

    К комплексу мер по противодействию терроризму относятся:

    • правовые - доведение до персонала образовательного учреждения требований федеральных законов и постановлений (осуществляется в рамках системы подготовки и в рамках пропаганды знаний в области защиты от ЧС);
    • информационные – разоблачение всей сути и опасности терроризма, его целей и т. д. (беседы, лекции, использование справочно-информационных стендов);
    • административные – издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, о назначении ответственных лиц за проведение защитных мероприятий.

    Знания о терроризме, как наиболее опасном преступном явлении сегодняшнего дня, умение его предупредить, правильно вести себя при его угрозе дают возможность защитить себя и окружающих от последствий теракта.

    Законодательные и нормативные акты по антитеррористической защищённости:

    Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности"

    Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».(с изменениями на 06.07.2016 г.)

    Указ Президента от 15 февраля 2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризма»

    Сайты антитеррористической направленности

    Какой контент может быть признан экстремистским

    Правонарушения в сети Интернет

    Экстремизм - это приверженность в идеологии и политике к крайним позициям во взглядах и выбор таких же средств для достижения определенных целей. Термин означает в переводе «предельный», «критический», «невероятный», «крайний». Экстремизм – это течение, которое выступает против существующих общин, структур и институтов, пытаясь нарушить их стабильность, ликвидировать для достижения своих целей. Делается это преимущественно силовыми способами. Экстремизм - это не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и негативное социальное явление.

    Крайними мерами считаются недемократичные, противоречащие принятым общественным нормам действия.

    Экстремисты выступают против сложившихся государственных и общественных институтов, стремясь подорвать их существующие, изменить или уничтожить их для достижения своих целей. Для этого используются яркие лозунги, организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, методы партизанской войны, а также террористические акты и т.п. Экстремисты, как правило, отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений. Терроризм в данном случае является одной из форм экстремизма, но, несомненно, наиболее опасной их них.
    Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.
    К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

    • это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями;
    • это нарастание социальной напряженности;
    • это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что приводит к утрате нравственных ценностей;
    • это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

    Профилактика экстремизма и терроризма в школе «Толерантность в правовом государстве» (из опыта работы школы)
    Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.
    В этой связи основные действия по снижению экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде в нашей школе нацелены на:

    • создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде детей, подростков и молодёжи;
    • создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
    • создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом;
    • развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи.

    Исходя из поставленных целей, в нашей школе присутствуют такие направления противодействия экстремизму и терроризму:

    • проведение классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на коллегиях, педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях;
    • организация индивидуальных встреч обучающихся и их родителей с социальным педагогом, психологом школы, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся.

    При проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий мы не касаемся самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику в обучение экстремизму и терроризму и демонстрирование нацистской символики.
    Вся работа педагогов построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формирование у детей на всех этапах их развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.
    Всё это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного поведения.

    Деятельность Совета по профилактике

    Совет профилактики в школе — это общественный орган образовательной организации, который выполняет функции социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих беспризорности, безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

    Это коллегиальный орган, целью которого является планирование, организация и осуществление контроля за проведением первичной, вторичной и третичной профилактики социально опасных явлений (безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий) и социально опасных заболеваний среди учащихся.

    Совет профилактики в школе реализует комплекс мероприятий:

    — по профилактике асоциального поведения детей и подростков;
    — по предупреждению возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработке рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
    — по постановке обучающихся на внутришкольный учет и снятию с учета, постановке на учет неблагополучных семей.

    Состав совета профилактики формируется директором школы и утверждается приказом. 

    Свою деятельность Совет осуществляет на основании федеральных законов от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". 

    Психолого-педагогическое сопровождение. Школьная служба медиации.

    Громова Тамара Александровна.
    Педагог-психолог
    Информатика, Физика
    Бянкина Татьяна Викторовна.
    Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений
    География, История

    Психолого-педагогическое сопровождение — это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения. 1

    Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде.

    Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

    Основные направления психолого-педагогического сопровождения. Сохранение и укрепление психологического здоровья; Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; Развитие экологической культуры; Дифференциация и индивидуализация обучения. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся; Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями; Выявление и поддержка одаренных детей.

    Основные направления психолого-педагогического сопровождения:

    1. Профилактическое: обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей.

    2. Диагностическое: индивидуальная и групповая диагностика.

    3. Консультативное: индивидуальное и групповое консультирование.

    4. Развивающее: индивидуальная и групповая развивающая работа.

    5. Коррекционное: индивидуальная и групповая коррекционная работа.

    6. Просветительско-образовательное: психологическое просвещение и образование.

    7. Профориентационное: психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся.

    ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ — это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др.).

    Основные цели службы:

    — создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
    — воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе;
    — улучшение качества жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса.

    Задачи службы:

    — формирование группы, мотивированной на использование медиативного подхода;
    — информационно-просветительская работа с основными группами населения, коллективами и организациями;
    — подготовка работников различных организаций по дополнительным профессиональным программам;
    — снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов в воспитательно-образовательной сфере.

    Медиация – это процесс переговоров с участием посредника, который помогает конфликтующим в разрешении конфликта.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie